Конец биполярной системы. Как ключевые партии Франции потеряли власть

Президентские выборы 2017 года, завершившиеся победой лидера молодой политической партии «Вперёд!», созданной лишь за год до выборов, ознаменовали важную веху в развитии партийно-политической системы Франции. Впервые в истории Пятой республики во второй тур президентских выборов не прошёл ни один из кандидатов от двух основных партий. Что ждёт французскую партийно-политическую систему сегодня, когда партии, на протяжении полувека составлявшие её основу, полностью деморализованы?
Система сдержек и противовесов
Процесс трансформации партийно-политической системы Франции начался задолго до президентских выборов 2017 года. На протяжении 2012-2015 годов «Национальный фронт» набирал всё больший вес среди избирателей, постепенно расшатывая рамки сложившейся двухпартийной системы. Начался процесс смещения партийно-политического пространства от биполярного к многополюсному, последствия которого оказали большое влияние на исход президентской гонки 2017 года.
Краеугольный камень партийно-политической системы Пятой республики – Конституция 1958 года генерала Шарля де Голля, в соответствии с которой протекает политическая жизнь в стране и которая способствовала формированию современной двухпартийной системы.
Французский социолог Морис Дюверже в своих работах описал эффект, оказываемый мажоритарными системами на политическую карту страны: здравый смысл подсказывает избирателям, что поданный за «малую» партию голос фактически остается неучтенным, и в результате даже преданные избиратели не отдают голоса малым партиям, способствуя утверждению двухпартийной системы.
Именно на это сделал ставку де Голль. По его замыслу, целью новой Конституции было обеспечение стабильности государства и искоренение главного недостатка политического устройства Третьей республики – её неустойчивости, выражавшейся в «министерской чехарде». Новый закон фактически исключал представительство оппозиционных партий во власти. Теперь во второй тур президентских выборов могли пройти лишь два соперника. Кроме того, в рамках новой системы для завоевания большинства стало необходимо привлекать союзников как со стороны центра, так и с крайних флангов и создавать блок, способный заручиться симпатиями электората.
За последующие полвека существования Пятой республики оформились две полярные политические силы, регулярно сменяющие друг друга у власти. К 2002 году правый лагерь (современные «Республиканцы») сплотился вокруг «Союза за президентское большинство». В левом лагере объединение стало результатом сотрудничества коммунистов и социалистов. Впоследствии первые были оттеснены на периферию политической жизни, а Социалистическая партия к началу XXI столетия превратилась в одну из двух ключевых политических сил. Вес внесистемной оппозиции оставался сравнительно небольшим.
République en danger: предпосылки изменений
Однако местные выборы 2014-2015 годов вскрыли давно назревающую тенденцию отхода от двухполюсной системы: «Национальный фронт» – ультраправая партия, созданная Жан-Мари Ле Пеном в 1972 году и долгие годы находившаяся на обочине политической жизни, – завоевал 62 места в советах департаментов (вместо двух, которыми он обладал ранее). Он также стал первой партией Франции по числу избирателей, набрав 25% голосов на выборах в Европарламент. По итогам муниципальных выборов, проведенных 23 и 30 марта 2014 года, представители НФ стали мэрами 14 городов с населением более 9 тысяч человек.[1]
Одной из причин стала сложная социально-экономическая ситуация во Франции после кризиса 2008 года, а а также хозяйственно-экономические сдвиги – итоги глобализации. Экономическая стагнация и высокая безработица сохранялись на протяжении всего президентского срока Франсуа Олланда. В 2008–2009 годах ВВП Франции сократился на 3,7%, объем промышленного производства – на 3,4%, пострадали банковская и финансовая сферы.[2]
К традиционным регионам влияния НФ – южным департаментам Средиземноморского побережья, куда прибывает наибольшее количество мигрантов – добавились регионы северо-востока, где большая часть населения занята в традиционных отраслях промышленности (машиностроении, угледобыче, металлургии). Современные реалии – миграционный кризис, обрушившийся на Европейский союз в 2015 году в связи с потоком беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, и неспособность ведущих европейских стран справиться с этим вызовом – сделали антиинтеграционные лозунги еще более актуальными для электората НФ.
Второй причиной является разочарование избирателей в традиционных партиях. Говоря о Социалистической партии, наиболее болезненным ударом по репутации её лидера Олланда стал провал в борьбе с безработицей, что было основой его предвыборной кампании. Недовольство вызвал и отход партии от левых позиций. Левые избиратели пришли в ярость по поводу поворота правительства к неолиберальным мерам: жесткому сокращению дефицитного бюджета, изменению налогового законодательства («Пакт ответственности») и трудовой реформе, инициированной премьер-министром Манюэлем Вальсом.
Что касается «Республиканцев», большую роль сыграла усталость от многочисленных финансовых и личных скандалов, в которые оказывался замешанным Саркози. Это внесло разлад в партийные ряды. Другим фактором стало неодобрение многими французами некоторых реформ Саркози, которые воспринимались как отход от социальной справедливости. Наконец, агрессивный стиль полемики Саркози провоцирует конфликты в его собственном лагере.[3]
Предвыборная гонка
В такой обстановке началась предвыборная гонка 2017 года: разобщенность в правом и левом лагере и высокий уровень недоверия к политическим элитам в обществе. Впервые в истории Пятой республики действующий президент Франсуа Олланд отказался от выдвижения своей кандидатуры, осознавая, что его низкий политический рейтинг не позволит ему пройти во второй тур.
После выхода Олланда из предвыборной борьбы действующий премьер-министр Вальс стал наиболее вероятным кандидатом от левого лагеря, соперничая с бывшим премьер-министром Лионелем Жоспеном. Однако, неожиданно для многих, победителем предварительных выборов стал бывший министр национального образования Бенуа Амон, выступивший с радикальной левой программой. В условиях соперничества с популистским «Национальным фронтом» и другими кандидатами с более умеренными программами предложения Амона оказались слишком радикальными для того, чтобы привлечь достаточное количество избирателей на общенациональных выборах.
На правом фланге фаворитом предварительных выборов стал Франсуа Фийон, победивший в схватке с бывшим премьер-министром Аленом Жюппе и с бывшим президентом Николя Саркози. Эта победа, ставшая сюрпризом для многих, представляла собой победу традиционных правых ценностей – идентичности, семьи и экономического либерализма. Однако политический ресурс Фийона был разрушен разразившимся коррупционным скандалом. Ситуацию усугубило как поведение самого Фийона, так и отсутствие поддержки со стороны правого лагеря.
Эта ситуация сыграла на руку лидеру «Национального фронта» Марин Ле Пен: одним из краеугольных камней её избирательной кампании стала критика коррумпированного политического истеблишмента. Другим кандидатом, выигравшим в результате «дела Пенелопы», стал бывший министр экономики в кабинета Олланда и банкир Эммануэль Макрон. Самый молодой из кандидатов и не связанный с политическими и коррупционными скандалами французского истеблишмента, он привлек избирателей программой, основанный на ценностях социального либерализма и европеизма.
Последствия для партийной системы
Исторический исход выборов – схватка между Марин Ле Пен и Эммануэлем Макроном во втором туре и победа Макрона с результатом в 66,1% голосов, сумевшего к тому же сформировать парламентское большинство без поддержки других крупных партий – окончательно пошатнул основы французской партийно-политической системы. По выражению одного из французских политических обозревателей, Социалистическая партия находится в коме, в лагере «Республиканцев» ситуация не лучше.
Кроме того, Марин Ле Пен, лидер «Национального фронта», набрала 33,9% голосов избирателей, что стало лакмусовой бумажкой того состояния, в котором находится французское общество. Хотя риторика партии и стала менее жёсткой после того, как Жан-Мари Ле Пен покинул пост её председателя, «Национальный фронт» всё ещё выделяется в французском политическом поле антииммигрантской и антиглобалистской повесткой.
Что немаловажно, как Макрон, так и Ле Пен во время президентской кампании заняли решительную позицию по отношению к традиционным левым и правым блокам, объявив, что они не являются ни правыми, ни левыми, и отрешившись таким образом от традиционного в политической жизни Франции разделения. Впрочем, традиционное разделение между левыми и правыми на протяжении последних лет постепенно размывалось, в том числе и в глазах избирателей: левые правительства сдвигались вправо в реально проводимой политике, а представители правого фланга вынуждены были смягчать свою риторику в том, что касается социальных ценностей.
Можно констатировать, что оба традиционных блока – левоцентристский блок во главе с Социалистической партией и правоцентристский блок во главе с «Республиканцами» – а также и сама партийно-политическая система Франции с её традиционным разделением на правых и левых, предопределенным мажоритарной избирательной системой, находится в глубоком кризисе и требует системных реформ.
Французская партийно-политическая система вошла в период глубоких трансформаций, что продемонстрировали итоги и дискурс прошедших выборов. Тем не менее эти трансформации были подготовлены политическими и социально-экономическими процессами, происходившими в предыдущие годы и обострившимися с 2012 года.
[1] Рубинский Ю.И. Франция: сдвиг вправо. 2014. С. 3.
[2] Третьяк И. Б. Экономика Франции в период мирового экономического кризиса 2008-2010 годов. 2010. C. 150.
[3] Рубинский Ю.И. Франция на перепутье. 2016. С. 9.
Фотография: Flickr / French Embassy in the U.S.